“Островитяне рукотворного моря”

В М-журнале опубликован мультимедиа материал о жителях острова Ваганиха (Рыбинское водохранилище) “без советской власти и электричества”

Несколько необычная форма подачи материала (верстка): нет традиционного слайд-шоу, использованы архивные фотографии из семейного альбома. Видео в прежнем формате, которое, кстати, можно также развернуть на весь экран.

Как мы побывали на острове, “переименовали” его в “республику Либертия” и подарили флаг яхты Freelancer островитянам, вы можете посмотреть на официальной странице ФБ Liberty.SU

С острова также будет еще один материал, обращение (письмо) к президенту России с просьбой о помощи.

Олег Климов

Живу на яхте, снимаю в Череповце

3 – 5 августа, стоянка в яхт-клубе, Череповец, Рыбинское водохранилище

Стоим в Череповце. Снимаю стрит. Вообще город оказался гораздо более интересным и многообразным, чем я мог предполагать и чем показался мне сначала.

Например, на причале для туристических теплоходов познакомился с Галиной, продающей сувениры. Ей за 70, но она бегает марафоны, участвует в соревнованиях в Москве, Питере. Но и этого мало. Оказалось, что вдобавок она староста местного хора из 80 (!!) человек, 50 женщин и 30 мужчин. К сожалению, летом хор на каникулах, поэтому наклюнувшаяся было тема для истории распалась.

Еще повстречал одного любителя кошек, Виктора Александровича, ветерана труда, который сейчас на пенсии и подрабатывает на корм кошкам уборкой магазинов (по 10 р в день летом и 15 зимой за уборку одного магазина, всего 5 магазинов). Причем корм кошкам покупает фирменный. Он вроде как местная (районная) знаменитость. Пригласил поснимать процесс кормления. «А то я сейчас плохо одет, для съемки оденусь прилично».

Еще с Сашей и Артемом нашли на песке берега Ягорбы больше десятка катушек проявленной цветной пленки. Судя по негативам, в основном семья снималась на фоне ковров. Причем большая часть катушек – в коробочках. Пока пытались отмыть остальные от песка, подошел рыбак и посоветовал не промывать в реке, чтобы не поцарапать песком. Попросил посмотреть, что за пленки. Сразу же нашел кого-то на унитазе и довольный ушел обратно к удочке.

Еще был сюжет, когда в местном кафе две подвыпившие тетушки завелись от музыки с пришвартованного тут же туристического теплохода и «зажигали» под призывы аниматоров. И вообще здесь хватает всего – рыбаки, свадьбы, велосипедисты и велосипедистки, трамваи, буксиры, порт…

Сергей Трапезин (текст и фото с яхты Freelancer)

“Фиолетовая пятница”

2 августа 2013,
Стоянка Freelancer в яхт-клубе, Череповец, Рыбинское водохранилище

 

С самого утра решили втроем с Артемом и Сашей исследовать Череповец, «пощупав» его улицы. Тем более, что накануне, во время нашего с Артемом похода в магазин, город удивил своей активной жизнью. Я-то просто не очень ожидал, а ребятам, отвыкшим от больших бурливых городов, наверное, ударило по глазам.

Мне опять удивило обилие фиолетового повсюду, и я в шутку начал искать «фиолетовую» тему. По ходу снимая, в общем, обычный стрит. Полдня с Сашей поупражнялись в этом, потом вышли на берег Шексны в не слишком облагороженной его части с намерением выпить по бутылочке пива и на том завершить фотодень, тем более, что мало помалу, но собирались тучи.

Пока созерцали воду, на берег невысокий, но для нас уже прекрасный, вышли человек восемь мужиков с явным намерением отметить пятницу. Выглядели они очень колоритно, фон и антураж также впечатляли, поэтому стали с Сашей думать, как бы к ним подъехать: пофотать и при этом не огрести. Спас рыбак, вытащивший лодку неподалеку. Заговорили с ним, одновременно держась поближе к мужикам, которые уже разложили на подстилке на бревнышках закуску, достали самогон, резали арбуз. Разговор каким-то образом сам собой распространился и на компанию мужиков, которые пригласили нас к «столу».

Познакомились, выпили, в итоге они нормально отнеслись к тому, что мы фотографируем в процессе выпивки. Хотя не без вопросов и опасений, конечно. Оказалось, что это железнодорожники с Череповецкого металлургического завода. Рассказали, что их заводских путей хватит на дорогу от Питера до Москвы.

Пока выпили по нескольку полустаканов, пошел дождь. Переместились под ближайшие кусты в надежде укрыться. Не получилось – ливень заливал капитально, разбавляя самогон в стаканах. Кстати вкусный, на апельсиновых корках настоянный.

Некоторым из мужиков назавтра надо было на работу, поэтому пили сдержано. Остальные же пили нормально. Мне тоже было не на работу, поэтому я был среди вторых.

Продолжал снимать под сильным дождем, вымок насквозь, с фотиков стекала вода, пленка слипалась… Помню пытался поднять одного из мужиков, который все время норовил упасть плашмя под кусты…

Потом помню, что один из них, Сергей, вполне себе на ногах стоящий, захотел познакомиться с капитаном нашей яхты, вызвал такси почти к этим кустам и мы все вместе приехали к яхте. Сюрприз и подвох для Олега.

Потом помню только, что этот Сергей читал надрывно стихи Есенина. В его исполнении и моем состоянии – меня они очень пробирали. А в Олеге он увидел пророка своей судьбы. Вообще, хороший он оказался парень – этот Сергей.

После дождя сушились всей яхтой еще дня 3. Капельки из моего EFS 10-22 (который я, к слову, под дождем даже не доставал) так пока и не ушли…

Сергей Трапезин (Текст и фото)

“Объяснительная записка капитана”

19 августа 2013

Уважаемые читатели Вахтенного журнала,

мне кажется необходимым ответить на некоторые вопросы, которые были заданы в комментариях и лично мне по телефону или в переписке. Здесь два комментария:

“Последнее сообщение с борта конец июля а сегодня уже середина августа, писать разучились? Первоначальная идея была в том, что бы делать посты с картинками в вахтенный журнал каждый день. Это необходимо для поддержания боевого духа у сочувствующих и сопереживающих наблюдателей. Если делать посты раз от раза то пропадает интерес отслеживать экспедицию и теряется смысл одна из ее составляющих, хроника. Хроника очень важна, она позволяет эмоционально прикоснуться к походу”, Олег Никишин

“поддержу олега. чуваки, инстаграммы эт конечно здорово, но мы тут типа следим и ждем. соберитесь и чиркните уже что-нибудь”, Александр Белокуров

Прежде чем сказать что-то в свое оправдание, я должен извиниться за задержку материалов в Вахтенном журнале. От имени экипажа яхты Freelancer, я приношу наши искренние извинения. Материалы будут появляться и дальше, а недостающие (из рукописного Вахтенного журнала) появятся и в он-лайн журнале. Просто дайте нам немного времени.

Оправдания же могут показаться простые для вас, но достаточно сложные для каждого из нас. Они касаются не только Вахтенного журнала, а всего проекта в целом:

Первая причина: Мы не получили должного финансирования проекта и стали делать его практически на свои собственные средства, на свой страх и риск. Общая сумма расходов до настоящего момента составляет более 13 тысяч евро. Для такого рода фотографического проекта – это очень маленькая сумма, но для нас она является “критической”. Некоторые из вас – помогли нам. Мы признательны за это и все что мы публикуем публично или в закрытом журнале – исключительно для вас и благодаря вам. Вместе с тем, мы делаем материалы, которые будут представлены на итоговой и “промежуточной” выставке. Это тоже огромный пласт работы и не всегда связан с фотожурналистикой и журналистикой.

Вторая причина: Не только состав экспедиции, но и сама ее организация были изменены уже в ходе ее осуществления. Стоял вопрос: закрыть экспедицию или продолжать, несмотря на возникшие ряд проблем. Я решил продолжать. В итоге все материалы мы готовим на борту яхты: выбор фотографий, видео-монтаж, тексты… Как правило этим занимаюсь я, в единственном числе. У нас нет должной профессиональной поддержки на берегу. В результате мы стали практически автономны на воде. Члены экипажа (Александр Аксаков и Артем Лежепеков), кроме управления яхтой и обеспечением живучести на борту занимаются фото и видео съемками. При первой же возможности. Также на борт мы приглашаем фотографов (уже работали Александр Мякишев (два раза), Екатерина Соловьева, Сергей Трапезин), которые все свое время могут посвящать занятию фотографией по своему усмотрению и которые также являются участниками фотографической экспедиции, но не участвуют в управление яхты и обеспечению живучести на ней. Как вам известно у нас также далеко не всегда бывает электричество на борту, телефонная связь и интернет.

Третья причина. Движение яхты ограничивается скоростью до 8-10 километров в час. Не важно под парусом или под мотором. Мы предпочитаем парус потому, что не надо платить за бензин, искать его по берегам и потому, что мы любим ветер. Однако мы значительно зависим от погодных условий и стихии. Таким образом на переход от места до места съемки мы тратим достаточно много времени и сил. Если не понятно, то скажу: это означает что весь экипаж занимается исключительно управлением яхты. После прибытия на место стоянки мы начинаем искать “истории и темы”, снимать. Это принципиально другой род занятий, чем яхтинг вдоль берегов России, но не менее сложный и мучительный. Опять таки должен сказать, что у нас нет ресечеров и фиксеров на берегу, редакторов и тп, кто мог бы помогать нам в поисках репортажей, историей, искать контакты и договариваться о встречах. Ни один человек не позвонил нам и не написал: парни, здесь есть классная история “про бабУшка”, поезжайте к ней и расскажите нам про нее. Все хотят читать и смотреть готовые истории, сидя у монитора или с планшетом в руках, но многие даже представления не имеют как эти историю добываются и делаются в конечном итоге. Я понимаю, что это не является причиной для оправдания непрофессионализма, но просто хочу напомнить, что нас только трое в лодке и мы продолжаем двигаться и делать материалы. Ну и потому говорю, что Вахтенный журнал для того и существует чтобы вы знали не только “конечный результат”, но “внутреннюю кухню” или хотя бы часть того, что происходит с нами.

Четвертая причина. Если вы никогда не жили втроем в одной лодке на воде, то ее достаточно трудно понять. Лодка длиной 7 метров 62 сантиметра, в ширину – 2 метра 60 сантиметров. В ней постоянно живут три человека со своими личными вещами и личной жизнью. Туалет, если нет дам на борту – на бушприте, душ – за бортом. В смысле это единственные места на лодке, где можно уединиться, побыть одному, просто подумать. Через некоторое время ты начинаешь понимать, что являешься если не частью самой яхты, то частью своего соседа по шконке (кровать) и выбор только один: покинуть яхту или смириться с реальными обстоятельствами. До сих пор мы можем договариваться и уважительно относиться друг к другу. Мне кажется это очень важным еще потому, что фотографическая экспедиция по исследованию берегов России, в том числе, превратилась в эксперимент “над самими исследователями” и это не менее интереснее и, иногда, не менее драматичнее, чем то, что происходит вокруг нас и о чем мы делаем наши репортажи.

Ну и последнее по поводу инстаграм. Мы постоянно их делаем не потому, что нам нравиться снимать самих себя и пейзажи – исключительно на старый айфон, который разряжается каждые тридцать минут, а потому, что очень часто это единственная возможность сказать вам: “эй там, на берегу, привет!”. В инстаграмах могут быть личные сообщения, публично сказанные или “зашифрованные”, с иронией или юмором, просто неудачные визуальные имиджи, но они всегда искренние, спонтанно снятые и быстро переданные адресату. Это тоже способ коммуникаций как и вся фотография в целом и если у нас вообще не останется возможности делать какие-либо материалы, то мы по-прежнему будем передавать исключительно инстаграмы – как “письма счастья”.

Олег Климов, cpt, яхта Freelancer

На фото: экипаж во время переходя через Рыбинское водохранилище два дня назад

На месте Прокудина-Горского

Из Вологды приехал в Кириллов, позвонил Олегу, чтобы уточнить место стоянки, разбудил. Добрался до пристани в Горицах – оттуда яхту не увидел. Дошел до дебаркадера – тоже никого. И только от монастыря увидел “Freelancer”, уютно спрятавшийся за тем самым дебаркадером.

Все было совершенно не привычно – начиная с того, что попасть на яхту можно было, только приплыв к ней на “тузике”, (шлюпка) и заканчивая названиями деталей и частей яхты, абсолютно не подъемными для моей памяти.

Пасмурно, холодно, периодически идет дождь. Но рядом очень живописный Горицкий Воскресенский женский монастырь, не пойти туда было невозможно. Стены подперты деревянными бревнами, много провалов и трещин, но в целом смотрится впечатляюще.

На территории живут не только “монастырские”, но и свободные поселенцы. Много домашнего скота. Есть даже павлины. Я снимал мужика, помогающего по монастырскому хозяйству. Потом Олег узнал, что его зовут Анатолий. Он мечтает о самоваре и читает “Бунтующего человека” Камю. Но это все потом стало известно, а мне он показался хотя немного и странным, но очень душевным и с неожиданным юмором.Так что насколько позволила погода, снимал его и жизнь монастыря вокруг.

Другой человек рассказал мне, что на одном из островов (их несколько вокруг Гориц) есть старое кладбище, на котором похоронены участники Куликовской битвы. А рядом была церковь, которую уничтожили в результате затопления и создания каналов и шлюзов. Через старое русло раньше стояла еще одна церковь. Таким образом монастырь и церковь образовывали своеобразные ворота для всех проходящих судов. Так вот, эти “ворота” как раз и снимал Прокудин-Горский в Горицах, но конкретно этой фотографии мы не нашли.

Сергей Трапезин

“Добро пожаловать на борт”

Рано утром 27-го июля в Горицах на борт яхты Freelancer из Москвы прибыл Сергей Трапезин, фотограф. Приятный человек с моноклем в умелых руках разнообразит проект “От Белого до Черного моря”:

“Для меня самым ценным в фотографии является осознание того, что изображенное имело место на самом деле. Поэтому, когда меня спрашивают, кем я себя более ощущаю — художником или фотографом, я говорю, что я — документальный фотограф. Хотя, пожалуй, многие из моих фотографий значительно абстрагированы от «повседневной» реальности. И это тем более приятно — показывать малозаметную сторону самой что ни на есть реальности…”

Ссылки:

Личный сайт Сергея Трапезина

Подборка фотографий на ФотографереРУ

Добро пожаловать на борт!

Между шлюзами первый “крокодил”

Расстояние 180 километров
Ветер северного направления
23-27 июля 2013

Шлюзуемся. Первый шлюз. Заходим целой флотилией: 3 больших моторных яхты, 2 парусника (в том числе мы) и два пароходика. Сразу же после первого шлюза нашли “стенку” и встали на несколько дней у поселка Вытегра. Закупили продукты, бензин. Снимали вокруг.

Между вторым и третьим шлюзом, пока ждали очередь для шлюзования, я вытащил долгожданного “крокодила” – жереха на 4 кг. В тот же день, между прочим, когда Путин вытащил свою щуку на 21 кг. Но жерех то у меня был хоть и поменьше, но самый реальный и по честному выловленный.

К вечеру, пройдя все шлюзы и разводной понтонный мост, мы встали у небольшой стенки в деревне. Так как ужин был пойман, то пришлось к нему добывать и самогон. Купил у местных литр, сразу же протестировал его на месте, а когда вернулся, меня уже ждал готовый жерех.

Утром опять парус. Потом мотор. Потом парус и мотор вместе. Бросили якоря недалеко от Белого озера. С пятой попытки. Влево-вправо от фарватера – мель. И сильный ветер, конечно. В итоге “нащупали” эхолотом глубокий карман и бросили якоря на всю ночь.

Когда вышли в Белое озеро, я почти выспался. Шли под парусом, и я мог поспать. Но озеро, как всегда, заштормило ближе к вечеру. Когда вошли в русло реки Шексны, снова поставили парус и ближе к вечеру дошли до Гориц. Попытки встать у монастыря не увенчались успехом. Мель. Существующий когда-то фарватер замыло. В итоге зацепились носовым за дебаркадер, но вышел охранник и потребовал с нас за ночь стоянки 4500 рублей – как с теплохода. Обошли все окрестности, пытаясь кинуть якорь. Якоря срывает. Не держит грунт. Оказалось, что под водой затоплены бетонные плиты.

Встали недалеко и провели опять всю ночь по вахтам.

Александр Аксаков

Инстаграм: Артем Лежепеков

И опять шторм

Пройденное расстояние: 86 км
Ветер: Север, Северо-Запад, до 14 метров в секунду

Вышли из Шальского в сторону Вытегры в 12-30. Под парусом. Ветер ровный. Волны почти нет. Прошли мыс “Бесов нос” и Муромский монастырь. В монастырь решили не заходить так как погода стала резко портиться, а тучи на горизонте прямо по курсу ничего хорошего не предвещали. Прогноз – усиление ветра до 14м/с. Для нас это уже опасно.

Километров за 40 до Вытегры волна увеличилась и подул сильный северный ветер. Шли под парусом до последнего – до 14 метров в секунду. Только тогда Олег крикнул Саше: “Вали грот!” и завел мотор.

Описывать словами (особенно не матерными) то, что было дальше достаточно сложно. Мы попали в жуткий шторм с грозой, молниями и дождем. Сидя за рулем я практически ничего не видел – все внимание уходило на “отрабатывания волны” и удержания курса яхты. Волна, по словам ребят, 2-2,5 метра долбила нам в корму, подбрасывая нас и добавляя к полному ходу мотора еще несколько километров. Последние два часа до Вытегры показались мне вечностью. Онега весело прощалась с нами.

Учитывая ветер и волну в корму было очень проблематично войти в реку Вытегру и, конечно, нам как всегда “повезло”, на самом входе, на фарватере в 50-60 метров шириной – встречный, огромный сухогруз – Волгодон, идущий против волны. Не знаю как там Олег вырулил, но мы прошли впритирку с этой махиной – борт к борту… Пронесло!

Вошли в Волго-Балтийский канал уже в полной темноте, от которой мы полностью отвыкли в период белых ночей на Севере. Мало того, что все промокли во время шторма, в канале тоже был сильный дождь, а гроза продолжалась. Бросили якоря рядом с фарватером. Больше негде. В каюте везде вода и сыро: вещи, шконки…

Ночь была чрезвычайно беспокойная. Олег вообще не спал. Сидел в кокпите и молча снимал инстаграмы на свой айфон: проходящие кораблики и одну и ту же перспективу, разве что меняющуюся с рассветом.

Идем дальше!

Артем Лежепеков

Инстаграм: Олег Климов

Возвращение в Шальский

19-21 июля 2013,
стоянка в Шальском, Онежское озеро.

По прибытию в Шальский Катя и Алексей отправились в Колодозеро, а мы с Сашей поехали в Пудож: в больницу и за бензином. В больнице травматолога не оказалось, но та же медсестра, что месяц назад делала мне перевязку, любезно сняла с меня гипс без всяких новых рентген-снимков.

По ощущениям: ни черта у меня там в плече не срослось, как было раньше, так и сейчас. Поднять руку я по-прежнему не могу – плечо не работает как надо, видимо, это надолго. Но без гипса чувствую себя намного лучше. К тому же я что-то могу делать правой рукой…Не много, но могу.

Снимаем. Пытаемся снимать.

Как всегда пришлось решать проблему с электричеством. Где его взять? На этот раз Климов его просто украл, подключившись к дому у самой пристани. Признаться мы все получили от этого большое удовлетворение, да и выглядело это смешно…

Все же, Шальский – отличное место во всех смыслах. Мы будем скучать.

Артем Лежепеков

Инстаграм: Олега Климова (рентген-снимок плеча штурмана Лежепекова, сломанного во время швартовки в Шальском) и Артема Лежепекова (Олег Климов нелегально подключился к высоковольтным проводам для зарядки компьютеров и камер)

“Прощание с Онегой”

http://vimeo.com/70866776

Вечерний алкоголь и утренний бриз подталкивает тебя по-тихому поднять грот. Саша отдаст швартовые с бака, я с кормы, Артем проложит курс. Тебе остается только почувствовать и поймать слабый попутный ветер. Сонный диспетчер ворчливо сообщит прогноз погоды по рации и пожелает тебе удачи. Прогноз по Онеге всегда не точный, если удачи нет.

Когда бесшумно под парусом пройдешь пустой пирс Повенца, тогда сознаешь, что тебя никто не провожает и никто не ждет. Дальше курс на единственный маяк и вскоре слева по борту, из темноты, появится первый шлюз. “Добро пожаловать на Беломорканал!”, – написано голубыми буквами на воротах. Ты говоришь: “Прощай!”

Ветер южный, юго-западный – 14 метров в секунду, волна два метра. Можно укрыться за единственным маленьким островом. Может поспишь пару часов на якорях, ожидая ветер попутный – северный, северо-западный 11 метров в секунду, волна 1.7 метра. Тошнит, но ехать надо.

Но когда штормовой волной в корму тебя внесет в ночной порт Шале, в русло маленькой речки с узким фарватером, только тогда ты понимаешь: в этот раз “прогноз погоды” был верным потому, что удача тебе сопутствовала.

Олег Климов

видео съемка: Александр Аксаков

Связаться с нами