171

“Мы делаем вид, что работаем, государство делает вид, что нам платит”, – просто начал свой рассказ командир каравана Беломоро-Балтийск 101 Владимир Чепанов: “Вместо трех “багеров” (оператор земснаряда) – у нас только один – и это я. Поэтому работаю по 12 часов в сутки, что никаким образом не влияет на мою зарплату, но от этого зависит вся работа земснаряда и сроки ее выполнения”.

Беломоро-Балтийский караван 101 прокладывает фарватер в устье реки Водла на восточном берегу Онежского озера с 18 июня и будет работать здесь до начала августа, после чего перейдет на Беломоро-Балтийский канал, которому в этом году исполняется 80 лет.

“Караван 101” включает в себя плавсредства: единственный во всей акватории действующий земснаряд (1960), две “шаланды” для перевозки грунта (1970), “мотозавозня” (1973) – судно для смены вахты и брандвахта – дебаркадер (1961), на котором живут все моряки каравана в течение всей навигации.

“Уже три года как механик на этом земснаряде, – говорит Владимир Трунин, и три года постоянно его ремонтирую. Мотористов нет, но в навигацию присылают студентов-практикантов из водных институтов. У нас работают только те, кому до пенсии немного осталось и студенты. Стар и млад. Есть в этом что-то печальное…”

Когда я поднялся на борт земснаряда, он не работал – перегревался главный двигатель. Ровно через сутки механик все починил и “ковш-рука” стал опять рыть фарватер до глубины 7 метров. “Это очень старая конструкция, но простая и надежная”, – уверен механик: “Всегда можно отремонтировать – никакой тебе электроники, только гаечные ключи и кувалда требуется…” Главный дизель вырабатывает электричество и за счет него работают все лебедки ковша, а также другое обеспечение земснаряда. Самостоятельно передвигаться по воде земснаряд не может, его нужно буксировать.

Точность координат фарватера определяется “новым российским изобретением” – ГЛОНАСС GPS, которые установлены практически на всех судах государственного Онежского судоходства. Глонасс определяет только координаты в цифрах и не привязывает их к графической карте, поэтому, двигая земснаряд по фарватеру, нужно знать не местность, а широту и долготу в цифрах, точность измерения которых с помощью “современного прибора” тоже сомнительна, так как для его обеспечения работает недостаточное количество спутников.

Кроме Глонасса на мостике земснаряда нет ни одного современного прибора, если не считать электрического чайник аи микроволновки. Нет даже эхолота для замеров глубины. Нет эхолотов и на других судах пароходства.

“Как же вы работаете без эхолотов, как определяете глубину? – спрашиваю командира каравана 101 Чепанова. “Мы тралим, – объясняет он, – “берется труба и тащится по дну фарватера… Если глубина не соответствует стандарту, например, “Волго-Балту” нужно минимум 4 метра, то мы опять копаем…”

В 1933 году Беломоро-Балтийский канал выкопали лопатами, в 2013 году его глубины контролируют “трубой”. Речники “каравана 101” ожидают приезд государственной комиссии, которая должна будет решить проблему “рентабельности и целесообразности” их работы. Скорее всего земснаряд продадут или передадут в другое пароходство. В Онежской акватории прокладывать фарватер будет кто-нибудь другой, если будут вообще. “А зачем нужно это старье? – говорит студент Федор Гаманович: “В Онеге есть глубины до 120 метров. Вот и будем ходить там, где глубоко, а не там, куда надо!”

6

Для просмотра фоторепортажа – клик на фото

Фоторепортаж с яхты “Freelancer”: Олег Климов, Онежское озеро.

Смотреть/Читать оригинал

Место:
п. Шальский

Дата:
Июль 2013

Связаться с нами