Это был слишком насыщенный день состоящий из различного рода неожиданностей и неприятностями, которые просто необходимо было преодолевать чтобы продолжать движение вперед. Маршрут от Питера до Белого моря формально не входит в проект “От Белого до Черного моря”, но для нас (crew) является во всех смыслах испытательным: новая яхта, новая команда, незнакомая водная обстановка, маршрут и многое другое, что нам приходится осваивать, не имея на то должных знаний и опыта.

План был такой: дойти по Неве до устья Ижоры под “железным ветром”(мотор), испытать работу мотора, ход против течения (на Неве сильное течение, на порогах до 10 км/час) и недалеко от памятника Александру Невскому, который много лет назад победил здесь шведов, поставить мачту и российский флаг. Не знаю как Александр Невский справлялся здесь со шведами, но нам постановка шведской мачты далась с большим трудом. Это место известно почти всем яхтсменам региона еще с 70-х годов (есть описание в журнале “Катера и Яхты”). Здесь, под мостом, многие ставили и будут ставить мачты: те, кто идет из Питера – поднимают, те, кто идут в Питер – “валят”. Мост используется в качестве “кран-балки”. Прежде чем решиться ставить мачту вручную, я позвонил знакомому яхтсмену и сообщил свое решение. Ответ был простой: “У них там в Питере слишком много мостов поэтому они и мачты ставят с моста. У нас мостов мало, яхтсменов еще меньше, но попробовать интересно. Главное мачту не утопи…”

Примерно за месяц до сегодняшнего дня, я прочитал огромное количество примеров, советов как ставить мачту с моста. Как мне казалось, я выбрал оптимальный вариант для нашей мачты (10,2 метра) и команды из 3-х или 4-х человек.

В Устье Ижоры постановку мачты называют “цирком”. При появлении яхты собирается местное население в ожидании понаблюдать, как несколько человек в лодке пытаются продемонстрировать “чудеса эквилибристики”. Выглядит это примерно так: с моста опускают конец (веревку), под веревку подводят яхту таким образом, чтобы степс (место крепления мачты на палубе) был под веревкой, после чего на краспицу (примерно середина мачты) набрасывают петлю, приподнимают мачту в горизонтальном положении с моста или через блоки с палубы чтобы соединить мачту с ее местом крепления на палубе (степсом). После чего мачту приводят в вертикальное положение и, в конце концов, закрепляют ванты и штаги.

Теоретически все просто, но на практике есть огромное количество нюансов, иногда фатальных для мачты. Например, если мачта выше моста, сильное течение или плохо держат якоря и яхта дрейфует под мост или в противоположную сторону. Если мимо яхты пролетают сумасшедшие лодочники на ямахах и джонсонах в лодках “Прогресс”, создавая волну… Другими словами удержать на весу 200 кг, когда у тебя под ногами не земля, а движущая вода бывает сложно и иногда становится невозможным не только для четверых, но и для двадцати человек.

“Цирк”, в котором мы участвовали отличался и тем, что каждый присутствующий мог дать, во-первых, совет, а во-вторых, поучаствовать в нем непосредственно сам. В итоге план и сам процесс поднятия мачты менялся несколько раз. Тут я должен был бы сказать: “Что командовать парадом буду я”, но я не сказал этого и процесс поднятия мачты все больше и больше превращался в дискуссию… Когда была предпринята последняя попытка – полностью поднять мачту с моста и потом подвести под нее яхту, как предложил яхтсмен Владимир (дядя Вова) из местного клуба “Ингрия”, я для себя решил, что если ничего не получится, я прекращу этот “балаган” и мачту поднимем просто краном.

Последний раз мачту зацепили в двух местах и стали поднимать: с моста за топ (местные жители) и с палубы за краспицы (Артем и Саша), а мы с Мякишем попытались подвести ее к степсу. Удивительно, она как будто сама двигалась в этом направлении, надо было только несколько раз сказать “стоп”, вверх-вниз.. и они соединились! Дальше было проще… Некоторые зрители нам аплодировали, но это были скорее аплодисменты иронии, а не восторга. Однако восторг был у нас – просто потому, что мы это сделали.

Текст: Олег Климов
Видео: Катя Богачевская

Дата:
10.06.2013

Место:
Усть-Ижора

Связаться с нами