Яхта в координатах:

62 52.049N
34 27.983E
Медведь гора

Если переход по Онежскому озеру до Шале был штормовым, то переход от Шале до Медведь горы был ознаменован полным штилем. Это удивительное озеро постоянно преподносит нам сюрпризы. Почти весь день мы шли галсами под хорошим ветром – хотя и встречным. Но к вечеру ветер стих вообще и Онега-озеро неожиданно превратилось в “топленое молоко”. Холод и дождь резко сменился на жару и солнцепек. Мы подошли максимально близко к берегу, бросили якоря и встали на ночь, меняя друг друга на вахте предосторожности ради. Напрасно мы ждали, ветер так и не появился. Утром пришлось включить “железный ветер” и отправиться дальше – на север.

Я попытался настроить автопилот под мотор, но он отказывался работать с “железным ветром” и постоянно менял курс. Тогда наш “однорукий штурман” (Артём Лежепёков, у которого по-прежнему привязана рука к телу из-за перелома) почти весь день просидел за штурвалом, управляя левой рукой и, тем самым, демонстрируя свою значимость и необходимость для всей хрю (crew). Мы оценили его поступок, изнемогая от жары на палубе, а “умелому матросу” (Александру Аксакову) даже удалось немного поспать на баке, где не слышно шума мотора и немного обдает ветром от движения яхты.

Когда на горизонте появилась двухмачтовая яхта (грот и бизань), идущая курсом на Юг из Медвежьегорска, я вызвал их по рации и поинтересовался “кто, куда, зачем”. Ответ был прост: “Сами мы из Петрозаводска. Вторую неделю “ветер ловим”. Ветра нет уже как неделю, бежим под мотором из этого ужасного места. Вода грязная. Стоянок нет. Можете на пляже встать на якоря и на девиц в бинокль смотреть, там сейчас весь город в этой помойке купается… Но с нас хватит. Пойдем на Бесов нос! Там всегда дует!”

Что там дует, я понял уже давно и пожелал им удачи, рассказав, что мы попали там в шторм. Думаю это их вдохновило после изнурительной жары на Севере.

Как всегда входили в порт ночью, выискивая в бинокль какую-нибудь “стенку”, где можно пришвартоваться бортом или хоть как-то чтобы выйти на берег и лишний раз не тревожить “тузика” (шлюпку).

Первой попыткой отшвартоваться был старый завод, точнее их прогнивший в прямом смысле пирс с трапами и переходами. Как только мы прижались бортом, неожиданно взлетела огромная стая чаек и подняла невероятный шум и гам. Весь пирс был загажен их пометом и страшно воняло тухлой рыбой. Цеха и ангары завода выглядели пустыми и полуразрушенными.

Высота стенки метра три, а поверх – гнилые доски. “Умелый матрос” держался за резиновую покрышку от трактора Беларусь, а мне пришлось взобраться на стенку и принять концы (носовые и кормовые), за которые я стал тянуть яхту вдоль пирса, ступая по сгнившим и загаженным чайками доскам. “Одкорукого штурмана” мы отправили в каюту, чтобы он еще раз не упал за борт при швартовке и окончательно не покалечился. Время от времени он выходил в кокпит и посмеивался над нами. Зрелище было действительно забавным.

В тот момент, когда мы стали крепить концы, появился странного вида сторож-охранник и просто сказал: “Это закрытая территория завода, который продается. Швартоваться здесь запрещено!” В начале я хотел послать его куда подальше в три часа ночи, но подумал, что это бесполезно, потому что охранники здесь еще хуже чем чайки, которые уже собирались нам загадить всю палубу. Мы приняли решение сняться немедленно и поискать швартовку в порту, где стояли три ржавых крана на пирсе “времен Очакова и покорения Крыма”.

Фарватера не было и нам пришлось очень медленно идти по эхолоту, рискуя в любой момент сесть на мель или нарваться на камень, коих здесь огромное количество. Но интуитивно понимая, что к башенным кранам швартуются баржи (или швартовались), мы чувствовали себя более уверенно.

Глубины были хорошие. Мы быстро отшвартовались на самом краю пирса, куда невозможно подойти баржам (на всякий случай). “Однорукий штурман” достал последний запас Прасковейского коньяка (250 грамм), мы выпили за Медведь гору и сразу уснули.

Утро было “по-палундре” – как мы это называем. Появился мужик с видом частного кооператора расцвета Перестройки и задал, казалось бы, невинный вопрос:

– Давно пришли, морячки?
– Часа в три ночи, – ответил “Умелый матрос”, в то время пока я еще спал.
– У нас стоянка платная, – услышал я сквозь сон. Быстро поднялся со своей шконки и в одних трусах вышел на палубу.
– И за что мы должны платить? – спросил мужичка.
– За то, что стоите у нашего пирса, – ответил он.
– Ну стоим, и что? У нас вода для всех, как членство в “Единой России”.
– Дык это да, но пирс у нас платный!, – настаивал на своем мужик.
– И сколько стоит постоять рядом с вашим разбитым пирсом?
– От метража судна зависит. У вас яхта 7 метров 60 сантиметров. Каждый метр 18 рублей час. 3500 рублей в сутки получается. Без НДС.
– Вы наверное меня с Абрамовичем перепутали, у него тоже яхта есть, немного побольше, но он вряд ли у вашего пирса появится.
– Не путаю я ничего. Мы все посчитали, так что платите.
– Не буду я вам ничего платить, – жестко ответил я, – Для начала вы на пирсе кнехты поставьте, электричество проведите и питьевую воду, а потом деньги собирайте. Много у вас яхт швартуется?
– Дык много, – уверенно ответил мужик, – Прошлый раз из Норвегии была. Аккуратно заплатили (год назад), но в этом году, говорят, больше будет. Регата в нашу сторону идет.
– Ну вот пускай вам путинская регата и платит, а я не буду!

Мужичок вытащил из кармана “желета кооператора” мобильный телефон и кому-то позвонил: “Михалыч, они бунтуют и отказываются платить!”… Пока мы слушали повторение рассказа про норвежскую яхту с семейной парой из Сиднея, появился “Михалыч” собственной персоной. По всему было видно, что он начальник.

Я повторил ему, что мы не будем принципиально платить за железяку, к которой пришвартовались, потому что, во-первых – это не гостеприимно требовать деньги с несчастных фотографов, измученных на волнах, во-вторых – не понятно, за что в принципе платить, и в третьих – вы банально занимаетесь вымогательством…

– Мы дадим вам квитанцию, если заплатите НДС, – отреагировал начальник.
– Ну да, не только вам заплатить, но еще и Путину? – засмеялся я.
– Тогда мы вызовем охрану и они перерубят вам швартовые! – заявил Михалыч

Я молча ушел в каюту, достал карты и стал искать новую стоянку. Скандалить и что-то доказывать нам не хотелось, да и времени не было. К тому же они могли запросто “отрубить концы”, несмотря на то что это подсудное дело. Иногда люди даже хуже чем чайки, хотя и не испражняются тебе на голову – но только потому, что летать не могут.

Мы вышли из гавани города и нашли “зеленую стоянку” на якорях в маленькой бухте с пляжем у Лавас губы. Только закрепились на якорях, как с Востока задул шквальный ветер и началась гроза. Два носовых якоря не давали сдуть яхту на песок или скалы, которые торчали по краям пляжа. Мы счастливы. У нас есть свой бесплатный пляж, а из шлюпки мы соорудили “паромную переправу” – с яхты на берег через блок. Всего-то метров 50 от песчаного пляжа. Ужин в кокпите без комаров был замечателен. Утром нас никто не будил и не требовал деньги. Для работы и счастья нам много не надо. Достаточно природы – для счастья, и человека – для работы.

Фото и текст: Олег Климов

Дата публикации:
28.06.2013

Место:
Медвежьегорск

Связаться с нами