Яхта в координатах:

62 52.049N
34 27.983E
Медведь гора

До сих пор мы рассказывали в “Вахтенном журнале” как живем в достаточно изолированном пространстве яхты, окруженные водой, как путешествуем, с какими радостями и трудностями встречаемся на своем пути. До начала официальной экспедиции мы сделали три репортажа и, в конце концов, прибыли на место с которого и начинается основная часть нашего путешествия – Беломор канал и Соловецкие острова. Места символические и связанные между собой трагической историей и судьбами десятки тысяч людей.

Мы будем стоять на яхте в разных местах, используя ее как “плавучую базу”: делать фотографии и фоторепортажи района, который для себя мы назвали как “память места”. Состав фотографов будет меняться и в ближайшее время мы ожидаем на борт Екатерину Соловьеву и Катю Богачевскую. Во вторник (2 июля) нас посетит Маша Новикова, режиссер голландского документального кино, которая снимает фильм по моим военным фотографиям 90-х годов. 4 июля я покину борт яхты Freelancer и вернусь к свои обязанностям 8 июля.

Наше прибытие на Беломорканал совпало с захоронением останков военных летчиков времен Второй мировой войны. Вместе с Артемом Лежепековым мы поехали на место захоронения.

Казалось бы это простая история, но ее детали кажутся мне сложными, когда неизбежно начинаешь думать о взаимоотношениях человека и государства.

30 ноября 1944 года самолет Ил-2 (“Летающий танк”) с экипажем: Александр Малышевский (командир), Гирш Баран (штурман) и Анвар Абзалетдинов (техник) совершали разведовательный перелет по маршруту Сегежа – Петрозаводск. В условиях плохой видимости самолет был вынужден лететь на низкой высоте… и врезался в сопку недалеко от селения Пиндуши. Ничего героического. Просто война и нелетная погода.

69 лет назад, несмотря на то, что было известно место гибели экипажа родственникам Александра Малышевского и Гирша Баран первоначально сообщили – “пропали безвести”, а потом уточнили “Похоронены в братской могиле Петрозаводска”. То, что Анвар Абзалетдинов был также на борту самолета было неизвестно.

20 лет назад деревенские мальчишки нашли в лесу самолет ИЛ 2, а местные взрослые сдали его на металлолом, включая две пушки и пулемет, получив за это скромный гонорар от государства.

Год назад на месте гибели самолета был случайно найдена деталь ордена Отечественной войны 1-й степени с номером 2883, выданный на имя Гирша Баран. Профессиональные поисковики исследовали район и обнаружили обгоревшие костные остатки, предположительно членов экипажа самолета. В течение года были восстановлены все имена погибшего экипажа, включая Анвара Абзалетдинов, который до сих пор считался пропавшим без вести.

И только 29 июня 2013 года состоялась церемония захоронения летчиков в братской могиле на 618 километре трассы Санкт-Петербург – Мурманск, в одном гробу: русский, еврей и башкир. На похоронах присутствовали родственники погибших, а также руководитель администрации района, представитель партии “Единая Россия” и местный священник. Каждый из них произнес свою речь, но плакали только родственники как 69 лет назад, так и сейчас.

За несколько лет до начала Отечественной войны в этом же месте состоялись другие похороны и если мы действительно говорим о “памяти места”, то это невозможно не вспомнить (протоколы допроса Михаила Родионовича Матвеева, офицера НКВД):

– Вы принимали участие в операциях по приведению приговоров в исполнение над осужденными к высшей мере наказания?
– Да, в таких операциях я принимал участие неоднократно, начиная с 1918 года, с перерывом с 23-го по 27-й год.
– Были ли вы командированы в период с 37-го года на операцию по приведению приговоров в исполнение в НКВД Карельской СССР?
– В 1937-м году примерно в октябре или ноябре месяце я от бывшего замначальника управления НКВД по Ленинградской области Гарина получил распоряжение выехать на станцию Медвежья гора в Беломорский Балтийский комбинат (ББК), во главе бригады по приведению приговоров в исполнение над осужденными к высшей мере наказания, что было мной выполнено в течение примерно 20-22 дней.
– Кто непосредственно приводил приговора в исполнение и в чем заключалась обязанность остальных членов вашей бригады?
– Непосредственно приводили приговоры в исполнение я, Матвеев Михаил Родионович и Алафер, помощник коменданта.
– Расскажите, как приводились вами приговора в исполнение над осужденными.
– Осужденных к высшей мере наказания привозили на машине в предназначенное для этого место, то есть в лес, вырывали большие ямы и там же, то есть в указанной яме приказывали арестованному ложиться вниз лицом, после чего в упор из револьвера в арестованного стреляли.
– Имели ли место случаи избиения арестованных до приведения приговора в исполнение?
– Да, такие случаи действительно имели место.

“Приговорённых “готовили” в трёх комнатах барака, расположенных анфиладой. В первой комнате — “сверяли личность”, раздевали и обыскивали. Во второй — раздетых связывали. В третьей — раздетых и связанных оглушали ударом деревянной “колотушки” по затылку. Потом грузили в машину, человек по сорок, и накрывали брезентом. Члены “бригады” садились сверху. Если кто-то из лежащих внизу приходил в себя, его “успокаивали” ударом “колотушки”. По прибытии на полигон людей сбрасывали по одному в заготовленную яму, на дне которой стоял Матвеев. Он лично стрелял каждому в затылок. Так он “приводил в исполнение” человек по 200-250 за “смену”.
4 ноября работа была закончена. Всего были расстреляны 1111 человек — один по ходу дела умер, а четверо были истребованы и этапированы в следственные тюрьмы. Михаил Родионович Матвеев с формулировкой “за успешную борьбу с контрреволюцией” был награжден орденом Красной Звезды – “преуспел в невозможном”!” (“Ежедневный журнал”, Александр Черкасов).

Место гибели 1111 человек стало известно только в начале 90-х годов и тоже почти случайно. Мы многое не прощаем друг другу, но почему-то с легкостью забываем преступления государства против человечности. Это тоже наша “память места”.

Фото и текст: Олег Климов

Дата публикации:
01.07.2013

Место:
Медвежьегорск

Связаться с нами