14 июня 2013
Утро в координатах: 60 6.659 N
32 20.518 E (Новая Ладога)
Вечер в координатах: 60 6.659 N
33 43.06 E (Свирь)
Пройденное расстояние за день – 75 км

Утром проснулись в Свирице. За ночь ничего не изменилось, только погода поменялась не в лучшую сторону. С солнцем нам вообще не везет: все время тучи и дожди, но, видимо, таковы реалии северных просторов. Радует, что вчера искупались в теплой воде Новоладожского канала, помылись и постирались… А вечером был хороший свет… Удалось поснимать детей, приехавших в деревню на лето.

Традиционно попили чая-кофе, и Артем зарядил три термоса с собой в дорогу. Вымокнешь под дождем – чай сильно спасает. И это хорошее подспорье в борьбе со сном, потому что выспаться нормально пока не удавалось. Каждый день стараемся пройти как можно большее расстояние, чтобы к 20-му числу успеть добраться до Соловков.

Решили перед выходом проверить эхолот. По закону подлости он работать отказался. Жвачка Мякишева уже не помогала – пришлось искать паяльник. Он нашелся недалеко от пирса, в доме, где отдыхает экипаж “Грача”. Тут же Алексей примастачил провод, собрал корпус эхолота – и все снова заработало. Без него было бы трудно: маршрут никому не знакомый, шаг вправо-влево от фарватера – расстрел. Сразу же мель. Приходится постоянно контролировать показания прибора. Мель нам уже знакома (а мне страшна еще с тех пор, как я на границе Ямало-Ненецкого и Коми забурил в песок огромный БТТ).

Под мотором вышли из канала, взяли курс на фарватер и решили наконец-то попробовать паруса! Ветер способствовал… Для первой тренировки поднятия-спуска и управления его было достаточно. Подняли грот, он заработал – и ветер понес «Freelancer» по водам Свири. Понес, конечно, громко сказано, но мы двигались! Километра 3 в час, потихонечку, но шли!

Все работает нормально – время поднимать геную! Поймали ветер. Лодка пошла быстрее. Поднять геную – полдела. Еще нужно было понять, как это всё сворачивается обратно! Провозившись с полчаса у закрутки, мы с Артемом поняли, как крепить конец, потянув за который можно свернуть стаксель (второе название генуи). Еще немного поковырялись, поэкспериментировали, но и в этот раз закрутка не заработала. Конец выпадал из паза закруточного барабана и запутывался. Нужно было менять угол троса по отношению к барабану. И тут нашелся нужный блок, через который мы пустили закруточный трос. Еще немного поэкспериментировали, пару раз спустили-подняли, и все заработало.

Первое время шли хорошо, около 8 км/ч, но потом, на поворотах, ветер стал менять направление. То дул, то переставал из-за леса по берегам. Нас атаковали местные штурмовики – пауты (оводы). Скорость сильно снизилась – наши изможденные тельца стали отличной мишенью для этих беспощадных насекомых. Позже мы выяснили опытным путем, что причиной «атаки» был не только медленный ход, но и белый цвет парусов. Оводы залетали под тент, кружили вокруг нас, а Артем сидел на носу, словно в пчелином улье. Странно, но местные пауты имеют пчелиный окрас – желтый с черным. Как только мы включили “железного Феликса” (так назвал Климов наш двигатель!) и опустили паруса, скорость немного возросла (с 3 до 7-8 км/ч). «Штурм» прекратился тот же час.

Шли под “железным ветром” где-то с 16.00… до 11 вечера, когда мы подобрались к первому на нашем пути шлюзу. Я вызвал диспетчера, он попросил немного подождать “Механика Толмасова” (большое судно, шедшее в 40-50 минутах от нас ниже по течению). Пришвартовались к стене. Главная забота была – не пробить и не побить борта. Приходилось постоянно отталкивать нос от бетона (кранцы не помогали). Показалось – ждали совсем недолго! И вот уже “Толмасов” показался из-за поворота. Он прошел первым – мы зашли за ним и пришвартовались у 8-го крюка. Держали концы руками, чтобы потом оперативно сняться.

Диспетчер попросил нас быть осторожными. И вот он – подъем. За стенкой шлюза растет трава, стоит монумент “Серп и Молот”, проложен асфальт, стоят здания… А снизу ничего не было видно. Мы решили, что нас подняли на 10 метров.

Ворота шлюза открылись. “Толмасов” вышел. Мы двинулись за ним. Диспетчер пожелал нам счастливого пути, мы поблагодарили его от имени всей команды «Freelancer».

Было уже темно – нужно было искать стоянку. Справа по борту увидели пирс и баржи. Решили встать к барже. Рядом стояло судно, как мы решили, что-то типа заправочного. Мы опустили кранцы, пришвартовались, и появился местный рабочий, который сказал, что с утра у нас могут быть проблемы из-за начальства. Но нам уже было не до этого – долгий и местами нервный переход отобрал все силы.

Артем приготовил ужин. Уснули… Нужно выспаться, чтобы завтра пройти еще один шлюз. И попытаться подойти как можно ближе к Онеге. Лучше – заночевать на входе в нее. Соловки нас ждут.

Текст: Александр Аксаков
Фотография: Алексей Мякишев и Олега Климов

Дата публикации:
16.06.2013

Место:
р. Свирь

Связаться с нами