Бывает, случается с человеком: музыка закончилась, а призрак мелодии продолжает звучать. Так и в нашей истории, вроде бы закончилась ее часть, а призраки далеких событий продолжают преследовать нас в пространстве и времени.
История Горицкого женского монастырь начинается со времен Ивана IV, Грозного. С того, как жестокость убивает любовь. Княгиня Старицкая, которая основала этот монастырь, в результате доноса сама была насильно пострижена и навечно отправлена в служение Богу. А через несколько лет опричники расправились не только с ней, но и с четырьмя монахинями – утопили их в Шексне. Свою четвертую жену Иван Грозный тоже отправил в этот монастырь. Здесь же закончила свою жизнь и его последняя жена – мать царевича Дмитрия, убитого в Угличе.
Не Иван, а уже Иосиф, после Великой Отечественной войны в 50-е годы устроил в этом месте свой монастырь – для неугодных инвалидов: “В бывший женский монастырь со всего Северо-Запада свезены были полные обрубки войны, то есть люди, лишённые абсолютно рук и ног, называемые в народе «самоварами». Летом дважды в день здоровые вологодские бабы вносили на зелёно-бурых одеялах своих подопечных на «прогулку» за стены монастыря, раскладывая их среди заросшей травою и кустами грудине круто спускавшегося к Шексне берега”.
“Самовары” не могли двигаться, но могли петь. И они пели: “Сытые «трехпалубные» пассажиры замирали от неожиданности и испуга от силы и охочести звука. Они вставали на цыпочки и взбирались на верхние палубы своих пароходов, старясь увидеть, кто же производит это звуковое чудо. Но за высокой вологодской травою и прибрежными кустами не видно обрубков человеческих тел, поющих с земли”.
Мы не встретили здесь ни монахинь, ни “самоваров”. И никто не пел нам “раскинулось море широко…”, когда мы на яхте подошли к монастырскому причалу. Но не зря же говорят, что “не место красит человека, а человек место”. На скотном дворе монастыря мы встретили единственного мужчину, Анатолия, который рубил старые ветки для отопления барака. Оказалось, что у Анатолия есть мечта – иметь настоящий русский самовар, который он не может позволить себе купить, но у него есть книга “Бунтующий человек” Альбера Камю, которую он читает и перечитывает, но “бунтующим” от этого не становится.
Может быть потому, что это очень тоскливое место. Пространство вне времени. Бесконечная долгота пейзажа, из себя и в себя развернутого. Здесь живет настоящая русская тоска, которую можно даже физически почувствовать -то, как она, вдруг, поднимается у вас от низа живота к груди, а затем растворяется в “бунтующей голове”, чтобы жить там вечно.
Фоторепортаж с яхты “Freelancer”: Александр Аксаков, Артем Лежепеков,
Сергей Трапезин и Олег Климов
Liberty.SU благодарит Марию Антонову (агентство Франс-Пресс) за помощь в информации.
В фоторепортаже использованы цитаты из книги Эдуарда Кочергина “Ангелова кукла. Рассказы рисовального человека”.