Прощай Беломор

Утром приехал Алексей Мякишев и Катя Соловьева из Кеми в Медгору, после поездки на Соловки. Это второй визит Мякишева на яхту Freelancer.

Пока Алексей с Катей прогуливались по Повенцу, мы с Сашей занимались хозяйственными делами, а Олег готовил материал для М-Журнала. Удивительно как везет некоторым, Саша вышел с яхты на пристань и сделал замечательный кадр…

Выход из Повенца в сторону Вытегры наметили на утро, а вечером состоялся отличный праздничный ужин в честь вновь прибывших. Катя приготовила прекрасный плов с курицей. Конечно, выпили немного. Леша с Катей отправились спать, а Олег заметил попутный ветер и предложил выйти под парусом прямо сейчас, ночью с попутным бризом, что мы с Сашей конечно же поддержали…

Собрались и тихо, очень красиво под парусом вышли из Повенца. Было коло 2-х часов ночи.

Артем Лежепеков

Фото: Александр Аксаков

“Глоток свободы как стакан вина”

http://vimeo.com/70198383

В то время как яхту Freelancer проверяло ФСБ в Повенце, мы шли пешком, ехали на попутных машинах, вместе с “путейскими речниками” сверяли “водную обстановку” Беломорканала, передвигаясь по воде на их небольшом катере. Мы делали репортажи.

За несколько дней добрались до 11 шлюза. Полностью их осмотрели и сняли то, что смогли снять, так как не только на каждом шлюзе написано “Фото и видео съемка запрещена”, но также запрещено снимать в селах, где расположены лагеря и тюрьмы, коих здесь множество вдоль канала, протяженность которого более двухсот километров.

Представьте себе: вы входите в село по разбитому асфальту среди тайги, и, вместо “добро пожаловать в русскую деревню”, на большом плакате написан список того, что вам запрещено делать. Это страшно. По-человечески страшно. Это уже как тюрьма. Когда вас заметит на улице какой-нибудь представитель охраны лагеря или шлюза, то могут проверить не только документы, но и камеры – “Дык да, покажите-ка, что вы там наснимали…”

У шлюза номер 10, рядом с тюрьмой строго режима, заметив теплоход (которые здесь бывают крайней редко), я стал снимать и сразу услышал: “Ээй!!! Ээй!!!” Я не повернулся в сторону охранника с автоматом и продолжал снимать. Надоели они со своими дикими порядками времен 1937 года. Охранник МВД стал опять кричать свое “Эй”, а моя камера опять издавать свое “клац”. Кадр был никакой, но я принципиально не хотел останавливаться. После того, как он передернул затвор автомата, звук которого я навсегда запомнил с тех пор, когда меня водили на расстрел в Чечне, я перестал “клацать” и посмотрел в сторону охранника.

Ствол был направлен в мою сторону, а его товарищ быстро бежал ко мне. У товарища не было автомата, у него на бедре весел пистолет. Я поднял руки вверх вместе с Leica и сказал: “Я – журналист!”

Естественно, это не помогло. Охранник забрал у меня документы и предложил пройти вместе с ним. Я не собирался никуда идти, и не знаю, что было бы дальше, но подошел начальник шлюза в погонах речника и я сразу спросил его: “Ну, что? Шпиона поймали?”
– Может и шпиона, – ответил он, – То, что не шпион – Вам надо еще доказать!
– Я думал, что доказать надо обратное, и не мне, а Вам.
– Вот как Вы вопрос ставите, но Вы же знаете, мы в два счета сейчас Вам хоть что докажем и в соседнее учреждение передадим, – показал он рукой в сторону тюрьмы особого режима.
– Не удивлюсь, точно также вы с моими предками поступили в 37-м. Так что мне плевать на ваши доказательства, – зло сказал я, – И что, Ваш охранник стрелять бы в меня начал, если бы я не перестал снимать?
– Начал бы, – уверенно ответил начальник шлюза, – Это его работа.
– Отлично тогда! А моя работа – делать фотографии, повторим еще раз?

Начальник шлюза как-то немного смягчился после моих резких слов и предложил: “Давайте так: мы возвращаем Вам документы, а Вы больше не снимаете шлюз”.

Мы пошли снимать водопад, который был рядом и по пути нашли профиль Сталина, выложенный белым мрамором на серых камнях у берега обводного канала. Жутко это. Говорят, что профиль “вождя всех народов” особенно хорошо виден с высоты птичьего полета или с вертолета.

Если на 10-м шлюзе нам угрожали оружием, то на 11 – принимали радушно. Милейшая женщина, учитель истории Любовь Поморцева показала нам все достопримечательности окрестностей. Их оказалось немного: сам шлюз и рядом с ним захоронения. Их несколько: одно – с погибшими каналоармейцами, другое – стоянка древнего человека. Последнее обнаружили неделю назад. Приезжал археолог Константин Герман из Петрозаводска и зафиксировал открытие.

Как рассказал нам начальник 11 шлюза Тимаковский, с археологом тоже вышел конфуз: “Иду я утром рано на работу. Смотрю недалеко от шлюза какой-то мужик яму копает. Мужик не местный. Подозрительный. Думаю, наверное шлюз собирается заминировать. Терроризм же везде, как по телевизору говорят. Подошел. Спрашиваю: “Ты что копаешь?” Он отвечает: “Копаю”. Я его опять спрашиваю: “Что копаешь?”, а он мне опять – “Копаю”. Ну, в конце концов, он догадался и сказал: “Да археолог я, стоянку древнего человека нашел, вот и копаю”. Очень удивился я и совет ему дал, где еще может быть такая стоянка, а он мне и на это ответ дал: “Да я уже был там и зафиксировал все”. Вот так я археолога за террориста принял”, – засмеялся начальник шлюза.

Между фотографическим делом мы устроили небольшой видео-опрос местного населения и попытались найти дом бывшего министра МВД Рашида Нургалиева и, соответственно, посетить колонию номер 7, где содержится “осУжденный Ходорковский”.

Колония находится в лесу. Вокруг нее небольшое поселение – деревня, в которой живут в основном сотрудники лагеря. Однако есть и люди, не имеющие никакого отношения к этому заведению. Они купили здесь себе квартиры, потому что они стоят очень дешево.

Мы решили поступить просто – позвонить в бронированную дверь колонии номер 7. К нашему удивлению электрический замок завизжал и загорелась зеленая лампочка. Я потянул ручку и тяжелая дверь открылась. Мы легко вошли во внутреннюю часть лагеря. Еще несколько похожих дверей, и мы оказались перед дежурным офицером: “Здравствуйте, мы пришли к Ходорковскому”, – легкомысленно сказал я. Рядом стоял мой коллега Аксаков, крутил головой по сторонам и пытался произвести “дебильный вид”, потому что тайно записывал все на видео-камеру, которая висела у него на груди.

У нас проверили документы, записали на видеокамеру несмотря на то, что у меня уже кажется на лбу выдолблено: “Фото и видео сьемка запрещена”, так или иначе, мы записали друг друга на видео (тайно), нам объяснили процедуру посещения колонии и сказали “до свидания”. Естественно, снимать категорически запретили даже на улице. Естественно, мы не послушались и решили сделать небольшой м-медийный репортаж для М-Журнала, который опубликуем в ближайшее время.

Если честно, настроение у нас скверное. Я нахожусь в жесткой депрессии, а Аксаков в “бесконечной тоске о судьбах Родины”. Однако, когда мы остаемся друг с другом наедине где-нибудь в укромном месте, без охранников, заключенных бывших и будущих, то начинаем петь песни. Поем даже тогда, когда нет водки и пива. Это уже диагноз?

Текст: Олег Климов, где-то между беломорскими шлюзами 10 и 11
Песня: Александр Аксаков, слова народные, музыка МВД

“Сухопутный десант”

Почему-то считается, что флибустьеры («vrijbuiter» – по голландски – “вольный добытчик”) чаще всего промышляли на море. Это не совсем так, скорее море являлось для них укрытием и домом, а сокровища они добывали и прятали в основном на берегу. Наша яхта называется “Freelancer” (Свободный художник) – это несколько иное чем “вольный добытчик, но принципы пиратства нам тоже не чужды. По моему возвращению из Ростова на яхту, мы решили высадить сухопутный десант на Беломорканал.

Идти на яхте 19 шлюзов в одну сторону, потом 19 шлюзов – обратно, мы считаем несколько бессмысленно с точки зрения фотографии (нашего промысла): много уйдет бензина (по шлюзам и каналам движение только под мотором и не более 10 км в час), которого у нас нет и не на что купить. Кроме того делать фотографии с яхты – это чаще лирические пейзажи и сьемки друг друга, что нам уже довольно давно наскучило. Кроме того судам запрещено стоять у большинства шлюзов. Поэтому логично поступить как это делали флибустьеры – высадиться на берег и пройти пешком вдоль Беломора: снимать современных жителей канала и найти бывшие лагеря (ГУЛАГа), которых здесь множество вплоть до Белого моря.

Десант у нас не очень большой: Умелый моряк и я – капитан Очевидность (cpt. Obvious), как меня стали здесь называть. Однорукого штурмана мы вынуждены оставить на яхте – охранять наш дом и технически настроить интернет версию Вахтенного журнала, а также подготовить публикации для публичного М-Журнала.

Местные жители нам не советуют двигаться пешком вдоль каналов по причине огромного количества комаров и присутствия (меньшего количества) медведей. Против “таежных вампиров” у нас есть оружие, но против медведей, увы, ничего нет. Моя мама – больший протестант чем Мартин Лютер – запретила мне взять в путешествие пистолет, а я не хотел противостоять ее христианским принципам и оставил оружие дома.

Однако, мы решили взять в тайгу две SOS-ракетницы (красные), которые штатно находятся на яхте. Вряд ли это поможет против зверя, но нам придаст некоторую уверенность чувствовать себя защищенными. Так мы думаем.

Около недели мы стоим на входе в Беломорканал и мимо нас ни одно судно не вошло в канал. Трафик здесь такой: одно судно в неделю. Максимум. Поэтому рассчитывать на проходящие суда нам тоже не приходится. Беломорканал, построенный в результате десятков тысяч человеческих жертв, абсолютно не рентабелен в наше время. Даже подводные лодки, которые здесь проводили во времена Холодной войны, нами не замечены, да и местные люди говорят, что подводного флота нет как и надводного.

Мы выходим сегодня после обеда. Возьмем какие-то консервы, которые остались, спальники и сигареты. Все по минимуму, чтобы можно было не только передвигаться с камерами, но и снимать. Мы не знаем когда вернемся на яхту, но надеемся встретить по пути Екатерину Соловьеву и Алексея Мякишева, которые будут двигаться навстречу нам (не понятно каким способом) с Соловецких островов. Так или иначе, после нашей встречи, мы снимемся с якоря и пойдем на Юг – на Волгу.

Текст: Олег Климов
Фото: Александр Аксаков, Беломорканал.

“Дни семьи, любви и верности”

Олег уехал. По классическому сценарию в эти короткие моменты матросня должна превращать корабль в плавучий бордель, но мы не смогли. Все-таки фотограф не просто паразит, а паразит совестливый. Поэтому первый день прошел просто: минимум движений, максимум отсиживания пятой точки, плюс немного пива. Пока Артем бегал в магазин, был разведен костер и пожарен подаренный нам накануне судак. Кстати, подарен он был Серегой, местным мужиком с переломанным носом. Нос переломан, а душа все еще добрая. Так что в первый день он спас нас от голодной смерти, и нежное мясо судака отлично провалилось в желудки, предварительно смазанные солодовым напитком.

Артем сидеть на месте не смог и пошел осматривать Повенец. Мало ли, интересный кадр или даже целая тема всплывет… Темы не появилось, к сожалению, но кадры Артем принес шикарные. Школа Судека, как-никак. Леворукий мастер. Я выбрался с лодки на третий день стоянки, чтобы вернуться в Медгору для съемок цирка шапито “Аншлаг” (Воронеж). Сначала долго искал администратора, чтобы получить разрешение на съемку, меня отфутболили к директору, которого тоже пришлось искать. В итоге ко мне выбежал высокий, худой, немного нервный Юра, который сразу же предложил пройти под шатер, представил меня на входе, указал место, где я могу снимать, а потом вывел на вход и сказал:
– Цирк у нас молодой, только год еще, мы хотим фотографии. Вот тут, – указал на стены,- мы повесим кадры с представления, на входе тоже все будет в карточках. Сделай, чтобы красиво было. Я тебе денег заплачу!
– Денег мне ваших не надо. А снять – сниму. Я потом с вами в Сегежу двинуть хочу, кстати, по дороге еще поснимать.
– Не вопрос! Поедешь в красном форде. А ночевать есть где? Если нет, будешь ночевать в камазе, там хорошие спальники.
– Да, здорово!
Я ушел перекурить, а потом решил подойти к артистам, чтобы познакомиться и потихоньку начать снимать. Навстречу из огороженной территории, где они пили чай за большим столом, снова выбежал Юра и сказал мне, что снимать сотрудников цирка вне манежа нельзя.
– Почему? – спросил я.
– Потому что у нас тут ремонт, разруха, везде кабеля, бочки какие-то. Это наша семья, мы не хотим, чтобы посторонние в нее входили. Тем более, карточки свои в интернете еще покажешь.
Еще минут десять я пытался убедить его, что ничего криминального снято не будет, но он наотрез отказался пускать меня на “кухню”. Естественно, он хотел, чтобы я снял представление в манеже и потом поделился фотографиями. Тогда я сделал последнее деловое предложение: с меня – съемка представления, с вас – допуск за кулисы. Он снова не согласился. Пришлось уйти.

Странно, когда публичные люди не хотят сниматься. Понятно, что фотографов опасаются, но получить отказ от циркачей – это из ряда вон. Словом, накатила грусть, потому что тема “Цирк на ББК” отвалилась. Делать нечего – надо искать что-то другое. На автобусе вернулся на лодку, поделился несчастьем с Артемом и Климовым (по телефону), выслушал их негодование и завалился спать. Когда нет настроения – очень сложно что-то делать. Такая художественная зависимость, прямо как у настроящих artists.

Артем снова отправился снимать стрит, я еще немного приходил в себя, а на следующий день мы собрались посмотреть на местную дискотеку. Вечеринка была посвящена “Дню семьи, любви и верности”. Любви и
верности мы особо не увидели, но вдоволь понаблюдали детей, танцующий под ужасную российскую попсу, пока их родители и подростки пили у входа в Дом Культуры. Ассортимент включал в себя водку, пиво и вино. Водку – кто постарше, вино – женщины, пиво – любимый подростковый напиток. Вутри ДК было темно, поэтому снимал внутри в основном Артем (iso3200), мне с моими “Никонами” с iso800 вход был закрыт. Пока однорукий лоцман нащупывал свет, я разговаривал с местными. За разговором снял какого-то местного алкоголика, который настоял на удалении карточки и пообещал проломить мне голову. Удалил карточку. Голова осталась целой.

В целом вся “тусовка” была статичной: танцующие внутри дети и пьющие на входе взрослые. Но, положа руку на сердце, все было очень мило и по-доброму. Даже по-своему интеллигентно. Никто никому не бил морды, никто не падал лицом в разбитый серый асфальт. Местный мужичок на “одиннадцатой” пригласил нас на второй шлюз, чтобы выпить водки. Мы сказали, что не можем так вот оставить лодку, но тут заработала местная находчивость: он быстро отреагировал и принял это за приглашение “бухнуть на яхте”. Мы так же по-доброму отказали. Как говорит Климов: “Это вам не плавучий бордель, а яхта ее величества Liberty”.

Статичность нам надоела. Была мысль самому спровоцировать драку и заняться полупостановочной фотографией, но зубы и сломанный нос запротестовали. И тогда мы вернулись на яхту. И уже на “ее величестве” мы с Артемом поделились одной идеей о съемке. Но какая эта идея – пока не скажу (чтобы не сглазили). На следующий день сделали часть работы, взяли интервью у babushka, сходили в управление ББК, где спал единственный диспетчер (воскресенье как-никак). Сняли несколько уличных карточек. В общем, провели такой расслабленный research. А вечером готовили ужин для Captain Obvious. Кэп вернулся. Настроение улучшилось. Завтра с ним десантируемся на ББК. Вернемся с диким взглядом и в медвежьих шкурах. Не поминайте лихом.

Фото и текст: Александр Аксаков

“Все были счастливы”

http://vimeo.com/69731545

Яхта в координатах:
62 50.416N
34 49.488E
(село Повенец)

Мы совершили небольшой парусный переход из Медвежьегорска в Повенец и встали у “стенки” местного порта. Почти разрушенного как и везде. Удивительно, но местные речники на пристани небольшого, но очень старого (времен Петра Первого) поселка радушно приняли нас: “Стойте сколько хотите, у нас и баня есть прямо на пирсе…”

Для меня важна надежная стоянка еще потому, что я покину яхту на несколько дней, так как мне необходимо быть в Ростове-на-Дону – закончить съемки к голландскому фильму о моих военных фотографиях 90-х годов. Последний герой с моей фотографии – солдат из чеченского плена, которого мы искали почти год, нашелся в Ростове. В отличие от меня – у него четверо детей и любимая жена. Во время моего отсутствия Артем и Александр будут снимать, договариваться о съемках и многое-многое другое.

Переход в Повенец совпал с приездом Маши Новиковой (режиссер голландского док.кино). За день до ее визита мы почти весь день провели в поисках надежной стоянки – укрытия от Южного и Юго-Западного ветра. Стоянка была за небольшим островом, который скрывал нас если не от ветра, то от большой волны и режиссеру пришлось добираться до яхты на шлюпке.

Без съемочной группы Маша приехала на Онежское озеро чтобы снять какие-то (ведомые только ей) кадры и, как всегда, задать мне самые глупые вопросы: “Где лучше на воде или на войне?”, – спросила она. “На воде как на войне, – ответил я, – И там и здесь приходится бороться за выживание. И там и здесь подлость или предательство чувствуешь сразу и воспринимаешь очень болезненно. Но и там и здесь лучшие человеческие качества можно наблюдать без каких либо вечных обещаний и рациональных договоренностей.

Маша влюбилась в нашу яхту. Во время перехода станцевала нам пол-денс (используя мачту вместо шеста), а вечером пригласила в ресторан. Но так как ресторанов нет в ближайшем 100-200 километровом окружении, то она купила курицу, много овощей, водку и приготовила нам шикарный ужин на берегу у входа в Беломорканал. Бродяжничая почти месяц по воде, мы как никогда нуждались в женском внимании. Маша немного “воспитывала” Умелого матроса (Александр Аксаков) за то, что он покинул дом и отправился в плаванье, когда у него только что родилась дочь. Потом посочувствовала Однорукому штурману (Артем Лежепеков), у которого переломано плечо и теперь ему наложили гипс, но он по-прежнему отказывается “списаться на берег” и продолжает работать с одной рукой и тяжелым гипсом на плече. Позже “матросы” пели песни БГ, я пил водку, а Маша уснула, променяв огромный номер в отеле “Большая медведица” на скромное пространство на яхте Freelancer. Все были счастливы, по крайней мере те, которые были рядом со мной.

iPhone фото/видео и текст: Олег Климов

“Память места”

Яхта в координатах:

62 52.049N
34 27.983E
Медведь гора

До сих пор мы рассказывали в “Вахтенном журнале” как живем в достаточно изолированном пространстве яхты, окруженные водой, как путешествуем, с какими радостями и трудностями встречаемся на своем пути. До начала официальной экспедиции мы сделали три репортажа и, в конце концов, прибыли на место с которого и начинается основная часть нашего путешествия – Беломор канал и Соловецкие острова. Места символические и связанные между собой трагической историей и судьбами десятки тысяч людей.

Мы будем стоять на яхте в разных местах, используя ее как “плавучую базу”: делать фотографии и фоторепортажи района, который для себя мы назвали как “память места”. Состав фотографов будет меняться и в ближайшее время мы ожидаем на борт Екатерину Соловьеву и Катю Богачевскую. Во вторник (2 июля) нас посетит Маша Новикова, режиссер голландского документального кино, которая снимает фильм по моим военным фотографиям 90-х годов. 4 июля я покину борт яхты Freelancer и вернусь к свои обязанностям 8 июля.

Наше прибытие на Беломорканал совпало с захоронением останков военных летчиков времен Второй мировой войны. Вместе с Артемом Лежепековым мы поехали на место захоронения.

Казалось бы это простая история, но ее детали кажутся мне сложными, когда неизбежно начинаешь думать о взаимоотношениях человека и государства.

30 ноября 1944 года самолет Ил-2 (“Летающий танк”) с экипажем: Александр Малышевский (командир), Гирш Баран (штурман) и Анвар Абзалетдинов (техник) совершали разведовательный перелет по маршруту Сегежа – Петрозаводск. В условиях плохой видимости самолет был вынужден лететь на низкой высоте… и врезался в сопку недалеко от селения Пиндуши. Ничего героического. Просто война и нелетная погода.

69 лет назад, несмотря на то, что было известно место гибели экипажа родственникам Александра Малышевского и Гирша Баран первоначально сообщили – “пропали безвести”, а потом уточнили “Похоронены в братской могиле Петрозаводска”. То, что Анвар Абзалетдинов был также на борту самолета было неизвестно.

20 лет назад деревенские мальчишки нашли в лесу самолет ИЛ 2, а местные взрослые сдали его на металлолом, включая две пушки и пулемет, получив за это скромный гонорар от государства.

Год назад на месте гибели самолета был случайно найдена деталь ордена Отечественной войны 1-й степени с номером 2883, выданный на имя Гирша Баран. Профессиональные поисковики исследовали район и обнаружили обгоревшие костные остатки, предположительно членов экипажа самолета. В течение года были восстановлены все имена погибшего экипажа, включая Анвара Абзалетдинов, который до сих пор считался пропавшим без вести.

И только 29 июня 2013 года состоялась церемония захоронения летчиков в братской могиле на 618 километре трассы Санкт-Петербург – Мурманск, в одном гробу: русский, еврей и башкир. На похоронах присутствовали родственники погибших, а также руководитель администрации района, представитель партии “Единая Россия” и местный священник. Каждый из них произнес свою речь, но плакали только родственники как 69 лет назад, так и сейчас.

За несколько лет до начала Отечественной войны в этом же месте состоялись другие похороны и если мы действительно говорим о “памяти места”, то это невозможно не вспомнить (протоколы допроса Михаила Родионовича Матвеева, офицера НКВД):

– Вы принимали участие в операциях по приведению приговоров в исполнение над осужденными к высшей мере наказания?
– Да, в таких операциях я принимал участие неоднократно, начиная с 1918 года, с перерывом с 23-го по 27-й год.
– Были ли вы командированы в период с 37-го года на операцию по приведению приговоров в исполнение в НКВД Карельской СССР?
– В 1937-м году примерно в октябре или ноябре месяце я от бывшего замначальника управления НКВД по Ленинградской области Гарина получил распоряжение выехать на станцию Медвежья гора в Беломорский Балтийский комбинат (ББК), во главе бригады по приведению приговоров в исполнение над осужденными к высшей мере наказания, что было мной выполнено в течение примерно 20-22 дней.
– Кто непосредственно приводил приговора в исполнение и в чем заключалась обязанность остальных членов вашей бригады?
– Непосредственно приводили приговоры в исполнение я, Матвеев Михаил Родионович и Алафер, помощник коменданта.
– Расскажите, как приводились вами приговора в исполнение над осужденными.
– Осужденных к высшей мере наказания привозили на машине в предназначенное для этого место, то есть в лес, вырывали большие ямы и там же, то есть в указанной яме приказывали арестованному ложиться вниз лицом, после чего в упор из револьвера в арестованного стреляли.
– Имели ли место случаи избиения арестованных до приведения приговора в исполнение?
– Да, такие случаи действительно имели место.

“Приговорённых “готовили” в трёх комнатах барака, расположенных анфиладой. В первой комнате — “сверяли личность”, раздевали и обыскивали. Во второй — раздетых связывали. В третьей — раздетых и связанных оглушали ударом деревянной “колотушки” по затылку. Потом грузили в машину, человек по сорок, и накрывали брезентом. Члены “бригады” садились сверху. Если кто-то из лежащих внизу приходил в себя, его “успокаивали” ударом “колотушки”. По прибытии на полигон людей сбрасывали по одному в заготовленную яму, на дне которой стоял Матвеев. Он лично стрелял каждому в затылок. Так он “приводил в исполнение” человек по 200-250 за “смену”.
4 ноября работа была закончена. Всего были расстреляны 1111 человек — один по ходу дела умер, а четверо были истребованы и этапированы в следственные тюрьмы. Михаил Родионович Матвеев с формулировкой “за успешную борьбу с контрреволюцией” был награжден орденом Красной Звезды – “преуспел в невозможном”!” (“Ежедневный журнал”, Александр Черкасов).

Место гибели 1111 человек стало известно только в начале 90-х годов и тоже почти случайно. Мы многое не прощаем друг другу, но почему-то с легкостью забываем преступления государства против человечности. Это тоже наша “память места”.

Фото и текст: Олег Климов

“Нам много не надо”

Яхта в координатах:

62 52.049N
34 27.983E
Медведь гора

Если переход по Онежскому озеру до Шале был штормовым, то переход от Шале до Медведь горы был ознаменован полным штилем. Это удивительное озеро постоянно преподносит нам сюрпризы. Почти весь день мы шли галсами под хорошим ветром – хотя и встречным. Но к вечеру ветер стих вообще и Онега-озеро неожиданно превратилось в “топленое молоко”. Холод и дождь резко сменился на жару и солнцепек. Мы подошли максимально близко к берегу, бросили якоря и встали на ночь, меняя друг друга на вахте предосторожности ради. Напрасно мы ждали, ветер так и не появился. Утром пришлось включить “железный ветер” и отправиться дальше – на север.

Я попытался настроить автопилот под мотор, но он отказывался работать с “железным ветром” и постоянно менял курс. Тогда наш “однорукий штурман” (Артём Лежепёков, у которого по-прежнему привязана рука к телу из-за перелома) почти весь день просидел за штурвалом, управляя левой рукой и, тем самым, демонстрируя свою значимость и необходимость для всей хрю (crew). Мы оценили его поступок, изнемогая от жары на палубе, а “умелому матросу” (Александру Аксакову) даже удалось немного поспать на баке, где не слышно шума мотора и немного обдает ветром от движения яхты.

Когда на горизонте появилась двухмачтовая яхта (грот и бизань), идущая курсом на Юг из Медвежьегорска, я вызвал их по рации и поинтересовался “кто, куда, зачем”. Ответ был прост: “Сами мы из Петрозаводска. Вторую неделю “ветер ловим”. Ветра нет уже как неделю, бежим под мотором из этого ужасного места. Вода грязная. Стоянок нет. Можете на пляже встать на якоря и на девиц в бинокль смотреть, там сейчас весь город в этой помойке купается… Но с нас хватит. Пойдем на Бесов нос! Там всегда дует!”

Что там дует, я понял уже давно и пожелал им удачи, рассказав, что мы попали там в шторм. Думаю это их вдохновило после изнурительной жары на Севере.

Как всегда входили в порт ночью, выискивая в бинокль какую-нибудь “стенку”, где можно пришвартоваться бортом или хоть как-то чтобы выйти на берег и лишний раз не тревожить “тузика” (шлюпку).

Первой попыткой отшвартоваться был старый завод, точнее их прогнивший в прямом смысле пирс с трапами и переходами. Как только мы прижались бортом, неожиданно взлетела огромная стая чаек и подняла невероятный шум и гам. Весь пирс был загажен их пометом и страшно воняло тухлой рыбой. Цеха и ангары завода выглядели пустыми и полуразрушенными.

Высота стенки метра три, а поверх – гнилые доски. “Умелый матрос” держался за резиновую покрышку от трактора Беларусь, а мне пришлось взобраться на стенку и принять концы (носовые и кормовые), за которые я стал тянуть яхту вдоль пирса, ступая по сгнившим и загаженным чайками доскам. “Одкорукого штурмана” мы отправили в каюту, чтобы он еще раз не упал за борт при швартовке и окончательно не покалечился. Время от времени он выходил в кокпит и посмеивался над нами. Зрелище было действительно забавным.

В тот момент, когда мы стали крепить концы, появился странного вида сторож-охранник и просто сказал: “Это закрытая территория завода, который продается. Швартоваться здесь запрещено!” В начале я хотел послать его куда подальше в три часа ночи, но подумал, что это бесполезно, потому что охранники здесь еще хуже чем чайки, которые уже собирались нам загадить всю палубу. Мы приняли решение сняться немедленно и поискать швартовку в порту, где стояли три ржавых крана на пирсе “времен Очакова и покорения Крыма”.

Фарватера не было и нам пришлось очень медленно идти по эхолоту, рискуя в любой момент сесть на мель или нарваться на камень, коих здесь огромное количество. Но интуитивно понимая, что к башенным кранам швартуются баржи (или швартовались), мы чувствовали себя более уверенно.

Глубины были хорошие. Мы быстро отшвартовались на самом краю пирса, куда невозможно подойти баржам (на всякий случай). “Однорукий штурман” достал последний запас Прасковейского коньяка (250 грамм), мы выпили за Медведь гору и сразу уснули.

Утро было “по-палундре” – как мы это называем. Появился мужик с видом частного кооператора расцвета Перестройки и задал, казалось бы, невинный вопрос:

– Давно пришли, морячки?
– Часа в три ночи, – ответил “Умелый матрос”, в то время пока я еще спал.
– У нас стоянка платная, – услышал я сквозь сон. Быстро поднялся со своей шконки и в одних трусах вышел на палубу.
– И за что мы должны платить? – спросил мужичка.
– За то, что стоите у нашего пирса, – ответил он.
– Ну стоим, и что? У нас вода для всех, как членство в “Единой России”.
– Дык это да, но пирс у нас платный!, – настаивал на своем мужик.
– И сколько стоит постоять рядом с вашим разбитым пирсом?
– От метража судна зависит. У вас яхта 7 метров 60 сантиметров. Каждый метр 18 рублей час. 3500 рублей в сутки получается. Без НДС.
– Вы наверное меня с Абрамовичем перепутали, у него тоже яхта есть, немного побольше, но он вряд ли у вашего пирса появится.
– Не путаю я ничего. Мы все посчитали, так что платите.
– Не буду я вам ничего платить, – жестко ответил я, – Для начала вы на пирсе кнехты поставьте, электричество проведите и питьевую воду, а потом деньги собирайте. Много у вас яхт швартуется?
– Дык много, – уверенно ответил мужик, – Прошлый раз из Норвегии была. Аккуратно заплатили (год назад), но в этом году, говорят, больше будет. Регата в нашу сторону идет.
– Ну вот пускай вам путинская регата и платит, а я не буду!

Мужичок вытащил из кармана “желета кооператора” мобильный телефон и кому-то позвонил: “Михалыч, они бунтуют и отказываются платить!”… Пока мы слушали повторение рассказа про норвежскую яхту с семейной парой из Сиднея, появился “Михалыч” собственной персоной. По всему было видно, что он начальник.

Я повторил ему, что мы не будем принципиально платить за железяку, к которой пришвартовались, потому что, во-первых – это не гостеприимно требовать деньги с несчастных фотографов, измученных на волнах, во-вторых – не понятно, за что в принципе платить, и в третьих – вы банально занимаетесь вымогательством…

– Мы дадим вам квитанцию, если заплатите НДС, – отреагировал начальник.
– Ну да, не только вам заплатить, но еще и Путину? – засмеялся я.
– Тогда мы вызовем охрану и они перерубят вам швартовые! – заявил Михалыч

Я молча ушел в каюту, достал карты и стал искать новую стоянку. Скандалить и что-то доказывать нам не хотелось, да и времени не было. К тому же они могли запросто “отрубить концы”, несмотря на то что это подсудное дело. Иногда люди даже хуже чем чайки, хотя и не испражняются тебе на голову – но только потому, что летать не могут.

Мы вышли из гавани города и нашли “зеленую стоянку” на якорях в маленькой бухте с пляжем у Лавас губы. Только закрепились на якорях, как с Востока задул шквальный ветер и началась гроза. Два носовых якоря не давали сдуть яхту на песок или скалы, которые торчали по краям пляжа. Мы счастливы. У нас есть свой бесплатный пляж, а из шлюпки мы соорудили “паромную переправу” – с яхты на берег через блок. Всего-то метров 50 от песчаного пляжа. Ужин в кокпите без комаров был замечателен. Утром нас никто не будил и не требовал деньги. Для работы и счастья нам много не надо. Достаточно природы – для счастья, и человека – для работы.

Фото и текст: Олег Климов

Стоянка на перегоне

Белая ночь в координатах:
62 16.519N
35 36.088E

Стоянка на якорях к Беломору, примерно 80 км осталось до Медгоры. Не можем уснуть. Аксаков (умелый моряк) третью неделю пытается поймать рыбку: и под Луной и под Солнцем. Ничего. Когда его брали в хрю (crew), он обещал всю команду кормить рыбой. Голодаем!

Freelancer и местная пресса

Последний день в деревне Шала. Всё обошли вокруг. Очень много времени уходит на подготовку файлов для репортажей и, главное, на их передачу. Интернет ужасен. Видео качали около 4 часов, всего-то 200 Мb Всех операторов перепробовали. Лучший модем – iPhone на МТС. Это проверено.

Прогноз погоды на завтра такой: “Ветер 6-8 метров в секунду переменного направления. Подпись: синоптик Алясова”. Вероятно опять будем штормовать.

Мы решили ввести новую рубрику в вахтенный журнал: “Местная пресса”. Вечерами будем читать вам местные газеты. Вслух. Как только появится нормальная интернет-связь – опубликуем. Все сегоднящние попытки были тщетны.

Фото: Артема Лежепекова,

сделанные левой рукой (правая привязана к телу)

P.S. Пока так попробуем звук в надежде, что вы это можете слушать. Наши ночные чтения местной прессы в белую ночь.

Владимир Фролов: “Она не знала, что сказать ей в след”. Газета “Пудожский уезд” № 24 (615)

“Грустная вахта”

Стоим там же. Живем в яхте. Снимаем вокруг. Саша отправился на “тузике” (шлюпка) на остров из опилок, который горит уже 10 лет. Будет репортаж. Артем отплыл в больницу в Пудож – проверять плечо у хирурга – последствия шторма. Я договорился снимать углубление фарватера на Онеге, но земснаряд, единственный на всей акватории (1960 года) сломался и поэтому я несу вахту на лодке. Охраняю.

Артем после возвращения от хирурга

Артем после возвращения от хирурга

Вернулся Артем. Хирург руку “прикрутил” ему к телу. Намертво. Выглядит как без руки. Перелом “большого бугорка плечевого сустава”. Долго решали что делать дальше: списывать на берег немедленно (отправить в Петербург) или дать ему шанс еще помучаться на лодке. Он настаивает “на мучениях” и убеждает, что нет никакой боли. Однако существует опасность во время перехода, так как у него работает только одна рука. Кроме того, круг его широких обязанностей на яхте он больше не в состоянии выполнять в полном объеме. Это его особо угнетает. Но Артем согласен всегда нести вахту во время стоянок, а во время переходов сидеть только в каюте.

В больнице Пудожа, сделанный рентген плеча Артема

В больнице Пудожа, сделанный рентген плеча Артема

Приняли компромисс. Артем дойдет с нами до Беломорканала не выходя в кокпит и тем более на палубу, а из Медвежьегорска отправится на три недели в родной город “залечивать раны”, но сейчас ему разрешено только снимать камерой, причем левой рукой. Он уже пробует.

К вечеру вокруг нашей яхты начались события с участием всей деревни и окрестностей. Прибывает ракета из Петрозаводска (три раза в неделю). Минут за сорок стал собираться народ. Не только те, кто уезжал и кто провожал, казалось собрались все: себя показать и на других посмотреть. Местные новости обсудить. Немного грустно на вахте.

Текст: Олег Климов

Фото: Олег Климов и Артём Лежепёков

Связаться с нами